Междисциплинарное эссе

Интегрированная письменная работа — междисциплинарное эссе представляет собой письменную творческую работу, выражающую мнение автора о поставленной проблеме. Объем работы — 8000—10000 знаков с пробелами. 

Тема должна быть выбрана и сформулирована студентом самостоятельно, исходя из его научного интереса. Дублирование тем интегрированной письменной работы — междисциплинарного эссе в пределах одной учебной группы не допускается.

Написание эссе осуществляется самостоятельно путем творческого, но логичного и обоснованного изложения своей позиции по теме с использованием изученных средств аргументации и научных материалов. Важными элементами работы студента над эссе являются постановка проблемы, самостоятельное формулирование оригинального тезиса, изучение и критический анализ актуальных авторитетных источников, релевантных выбранной теме, и подбор уместных примеров. 

Эссе должно быть написано ясным языком в соответствии с нормами русского языка, не должно содержать клише, рассмотренных на занятиях, терминологических и стилистических ошибок.  

Важным элементом оформления эссе является корректное оформление работы: указание ссылок на источники использованного материала, информации и приведенных цитат.

Процент оригинальности текста интегрированной письменной работы — междисциплинарного эссе должен быть не менее 75%.

При обнаружении в финальной версии работы фактов некорректного заимствования (плагиата) работа оценивается в 0 баллов.

Композиция

Композиция (в общих чертах) включает общую структуру введение — основная часть — заключение; трехчастная структура не подразумевает непременно обобщающего характера введения и заключения; можно начать с кейса, даже со случая из жизни, если это выведет на тему. Где-то в этих трех частях должны обнаружиться:

— постановка проблемы, 

— тезис, не меняющийся на протяжении текста (хотя в течение работы над эссе он может меняться),

— объяснение терминов, которые важны для понимания тезиса (если нужно),

— хотя бы упоминание того, что есть несколько разных точек зрения на проблему, о которой говорит автор; хотя бы ссылка на работы, в которых содержатся эти точки зрения, и связь точки зрения автора эссе с точками зрения предшественников (условно, «я скорее согласен / скорее не согласен с таким-то автором: я считаю, что…»),

— аргументы, обосновывающие тезис,

— иллюстрации / примеры к аргументам,

— итог рассуждений автора.

КритерийСамостоятельностьОбщее пониманиеАргументацияПримерыЯзыкОформление
Баллы2015202015 10

Параметры хорошего эссе:

Самостоятельность — 20 баллов

Поставленная проблема оригинальна и связана с личным опытом и интересами обучающегося; тезис автора сформулирован ясно и четко; работу можно назвать осмысленной.

Важные элементы параметра:

  • Тема, которая а) интересна ЛИЧНО автору и б) может быть рассмотрена с помощью инструментария какой-нибудь дисциплины.
  • Тезис оригинален.
  • Тезис понятен.

Общее понимание — 15 баллов

Обучающийся демонстрирует глубокое понимание выбранной темы, ее актуальности и связи с существующими текстами и концептами.

Важные элементы параметра:

  • Тезис общественно и/или научно значим.
  • Тезис противопоставлен существующим интеллектуальным веяньям (которые перечислены автором) или сопоставлен с ними.
  • Есть ссылки на источники, научную литературу, концепции, идеи, даже если и без цитатности.

Аргументация — 20 баллов

Текст четко выстроен, тезис остается неизменным в процессе аргументации, обучающийся демонстрирует хорошее владение средствами аргументации и концептами по теме.

Важные элементы параметра:

  • Тезис не меняется на протяжении всего текста.
  • Присутствует логическая связь между идеями автора.
  • Могут быть и оценки, и ссылки на личные пристрастия: «взгляд» может быть личным, но должен быть фундированным. Без обоснования могут даваться только утверждения наподобие «Волга впадает в Каспийское море» или  «я люблю кефир».
  • Если есть отсылки к «культурному бэкграунду», т.е. к общеизвестным вещам, они не должны вызывать протеста у читателя: с одной стороны, никаких недоказанных одиозных идей, с другой стороны, нет ощущения перепроизводства штампов. 
  • Точки зрения других людей, связанные с основными идеями эссе, критически воспринимаются/подвергаются сомнению (нельзя так просто взять и согласиться с Аристотелем).
  • Необходимо учитывать, что воображаемо-обобщенные примеры не всегда могут использоваться для обоснования своих мыслей. 
  • Ситуация, описанная в художественном произведении, не может обосновывать утверждение «вот и в реальной жизни все так».

Примеры — 20 баллов

Представлено достаточное количество уместных примеров, все основные положения эссе подкреплены иллюстрациями. Примеры из текстов (в т.ч. художественных) критически анализируются и актуализируются.

Важные элементы параметра:

  • Есть реальные примеры, которые могут дополняться воображаемо-обобщенными; и те, и другие релевантны, адекватны обсуждаемой теме.
  • Ситуация, описанная в художественном произведении, может быть иллюстрацией (или объектом анализа).
  • Приветствуется использование личного опыта — в рамках зоны экспертизы и при условии, что он в достаточной степени отрефлексирован, а также вписан в культурный и социальный контекст.

Язык — 15 баллов

Эссе написано живым, ясным языком, не содержит терминологических ошибок, стилистических ошибок и явных клише, рассмотренных на занятиях (при этом существует допустимое число синтаксических/лексических/орфографических/стилистических ошибок).

Важные элементы параметра:

  • Стиль свободный — «от научной статьи до Андрея Синявского», при условии, что яркость формы не предполагает отсутствия содержания, а высокая степень проявленности авторской личности не позволяет обойтись без аргументации (и наоборот); бессодержательные и бессмысленные средства выразительности не нужны, могут быть метафоры, аналогии, которые не только украшают текст, но и помогают читателю понять, что имел в виду автор. 
  • Терминологических и стилистических ошибок, как и явных клише, в хорошем эссе нет. 
  • Оценка за синтаксические/лексические/орфографические/стилистические ошибки снижаются в соответствии с масштабом проблемы.

Оформление — 10 баллов

Соответствие академическим требованиям к оформлению письменных работ (аккуратно оформленные и точные ссылки на источники, разделение текста на параграфы и пр.).

Важные элементы параметра:

  • Наличие оформленного по установленной форме титульного листа, текста работы и библиографического списка, составленного в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 и включающего изученные и использованные в курсовой работе источники и литературу.
  • Цитаты в тексте оформляются с соблюдением всех правил цитирования и пунктуации при цитировании.
  • Необходимо следовать жесткой структуре ссылок (ФИО автора, название работы, данные об издании (место и время и пр.), страница/диапазон страниц): студент должен знать, на какой именно фрагмент текста ссылается (страница, диапазон страниц, url конкретной статьи на конкретном сайте и т.д.). 
  • Эссе оформляется в виде текста, подготовленного с помощью текстового редактора, в соответствии с техническими требованиями (кегль 12, междустрочный интервал полуторный, титульная страница не нумеруется, но учитывается, форматирование по ширине страницы, использование табуляции для выделения абзацев, страницы нумеруются арабскими цифрами).

График работы

Работа над интегрированной письменной работой-междисциплинарным эссе включает в себя следующие этапы и согласуется в виде графика: 

a.     Выбор темы курсовой работы (дедлайн – 10 марта);

b.     Формулировка основного тезиса (дедлайн – 10 марта);

c.     Составление плана курсовой работы 1 курса (март);

d.     Поиск и обработка источников информации (март);

e.     Подготовка и оформление текста курсовой работы 1 курса (март);

f.      Представление первого (1 апреля) и второго (15 апреля) черновика работы; первый черновик обязательно включает в себя список литературы;

g.     Представление научному руководителю финальной версии текста в электронном виде (15 мая).