Мозговой штурм

Мозговой штурм особенно полезен в двух ситуациях:

когда перед вами пугающе пустой лист и нет вдохновения и сил, чтобы составить план работы (в этом случае нужно разогнать креативный процесс);

— когда информации слишком много и ее нужно структурировать (а в этом случае следует перенести все-все мысли на бумагу, а потом потихоньку упорядочивать их).

Попробуйте несколько техник, не привязываясь к одной.

Свободное письмо

Позвольте мыслям течь естественно, записывайте все, что приходит на ум. Качество написанного, стиль и пунктуация сейчас не имеют значения. Если вы не знаете, что сказать — так и пишите. Главное — отпустите внутреннего критика.

Поставьте себе временное ограничение, 10—15 минут. Или скажите себе строго: “Я буду писать, пока не заполню четыре страницы, несмотря ни на что!”. Вы можете писать на компьютере или на бумаге, можно даже закрыть глаза или выключить монитор, чтобы писать еще свободнее.

Не останавливайтесь, даже если кажется, что больше нечего добавить. Скорее всего, в вашем тексте будет много ненужных мыслей, но найдутся и небольшие открытия, инсайты. А если и нет, не расстраивайтесь: значит, свободное письмо просто немного успокоило хаос в вашей голове и запустило мыслительный процесс.

Три перспективы

Чтобы использовать эту стратегию, ответьте на вопросы и отметьте связи, которые интересно развить:

1. Опишите вашу тему детально. Какова она? Из каких подтем она состоит? Какие у нее отличительные характеристики? Чем она озадачивает? Чем она отличается от других похожих?

2. Отследите, какая история у вашей темы. Как она менялась с течением времени? Почему? Что влияло на ее изменения?

3. Составьте схему. С чем связана ваша тема? Что влияет на нее? Как? На что влияет она? Как? У кого есть интерес к вашей теме? Почему? К каким сферам вы обращаетесь для изучения темы? Почему? Как к ней подходили другие исследователи? Как их работы связаны с вашей?

Стороны куба

У куба шесть плоскостей – и на тему, используя эту технику, можно посмотреть с шести сторон. Вы можете скорректировать эту технику под ваш запрос. Она даст вам более детальное понимание многогранности темы или даже определит фокус работы.

  • 1. Опишите тему.
  • 2. Сравните.
  • 3. Найдите ассоциации с ней.
  • 4. Проанализируйте ее.
  • 5. Примените ее.
  • 6. Найдите аргументы «за» и «против».

Перечитайте написанное. Какие есть взаимосвязи между этими «сторонами»? Возможно, есть повторяющиеся структуры, или уже намечается тезис или определенный подход к работе. Была ли работа над какой-то стороной особенно плодотворной? Может ли этот подход помочь вам сформулировать тезис?

Схема текста

1. Возьмите лист бумаги и запишите в центре тему в двух-трех словах. Для полной свободы возьмите лист побольше или склейте два небольших. И не забывайте, что написанное всегда можно переписать.

2. Запишите все связанные с ней концепты и термины, в любом порядке и любом свободном месте. Не тратьте много времени.

3. Начинайте записывать идеи, фразы — в том числе те, которые лишь слегка касаются вашей темы. Создавайте ассоциации, не останавливайтесь. Начините с беспорядка, а когда мысли немного успокоятся, вы увидите структуру.

3. Перед вами мильон идей, можно создавать схему. Ищите связанные слова и фразы, обводите и соединяйте — формируйте группы. Продолжайте, пока не проанализируйте все, что записали.

Слова из одной группы могут быть связанными со словами из другой.

В конце, скорее всего, останется несколько не обведённых терминов, но они тоже могут оказаться полезными.

4.  Вам стало яснее, с каких сторон можно подойти к выбранной теме? Выберите одну-две и начинайте работу.

Журналистские вопросы

Когда перед журналистом стоит задача разобраться в истории, он задает шесть главных вопросов: кто, что, когда, где, почему и как. Запишите их на листке, а рядом запишите ответы (можно отвечать и на диктофон — форма не имеет значения).

Возможно, на одни вопросы вы ответили подробнее или точнее, чем на другие? Был ли вопрос, на который вам нечего было ответить? Над чем вам стоит больше поработать, что изучить тщательнее?

Этот мини-анализ помогает с формулированием тезиса или организацией текста.

Например, ваши ответы показывают, что вы знаете гораздо больше о том, где и почему что-то произошло, чем о том, что и когда. Вы можете использовать этот дисбаланс, чтобы определить направление исследования или выявить структуру будущей работы. Подумайте как. Как организовать текст, чтобы он подчеркивал известные вам аспекты в изучаемой сфере?

Цель и аудитория

Эссе — это одна из форм коммуникации. Значит, не лишнее подумать о цели и аудитории. 

Какая у вас цель?

Чего вы пытаетесь добиться? Какой глагол отражает ваше намерение? Вы пытаетесь что-то рассказать? Убедить? Описать? Цель поможет вам определиться с материалом. Объясните себе, почему ваш черновик написан именно так.  

Кто ваша аудитория? 

Что нужно узнать вашей аудитории? Что она уже знает? Что нужно рассказать первым, а что вторым и третьим? Напишите, для кого вы готовите материал, и что им нужно.

Помните, что мозговой штурм можно устроить когда угодно: в начале или середине работы, даже в конце. Если чувствуете, что застряли, отложите свой черновик и обратитесь к одной из техник мозгового штурма.

Подпишитесь, чтобы получать рассылку от кафедры гуманитарных дисциплин.