Творческий кризис: симптомы и лечение

У большинства пишущих людей случаются творческие кризисы. Чтобы выйти из кризиса, студент может начать с разговора с преподавателем по письму. Но преодолеть кризис можно и самостоятельно! Если вы не можете решить, что бы еще написать, посмотрите этот список.

ЕСЛИ У ВАС ПРОБЛЕМЫ С ТЕМ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ РАБОТУ

  • Устройте мозговой штурм в поиске тем, интересных для вас. Попробуйте сгенерировать вопросы, которые будут полезны в качестве отправной точки.
  • Выпишите все ключевые идеи и уже после этого дополняйте маленькими, поддерживающими основную. 
  • Если ваша работа включает в себя проведение исследования, поищите наиболее спорные или нуждающиеся в доработке вопросы. Это будет отличным началом.

Пример: Вам поручили проанализировать телевизионную рекламу. Вы вспоминаете три рекламных ролика, которые показались интересными, и пересматриваете их, подмечая важные детали. Затем свободно пишете в течение пяти минут о каждом ролике и понимаете, что об одном из них вам легче писать, чем о других. Сфокусируйтесь на нем, пусть это будет основой для всего эссе.

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ТЕМА И ПЛАН, НО ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПРИДУМАТЬ ИНТЕРЕСНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ…

  • Начните с середины. Начните писать с самой интересной для вас части и оставьте вступление на потом. Нередко удобнее писать вступление, когда имеешь полное представление о главном. Только не забудьте в конце проверить, что переход от одной части к другой удалось сделать плавным.

ЕСЛИ ТЕМА ОКАЗАЛАСЬ НЕИНТЕРЕСНОЙ

  • Узнайте, нельзя ли ее изменить. Если такая возможность есть, выберите аспект темы, который интересен вам.
    • Если вы выбрали распространенную тему, потому что думали, будто это проще, вы ошибаетесь: легче всего писать о том, что интересно именно вам.
  • Поговорите с наставником о том, как персонализировать тему.
    • Если поменять основное направление темы или цели работы невозможно, попробуйте понять, почему работа над ней будет полезна для вас. Какие знания я приобрету от написания работы? Какие навыки мне удастся попрактиковать? Кому будет полезно прочтение эссе? (Больше о выборе темы можно почитать здесь)

Пример: вы пишете для студенческой газеты, и редактор предложил написать обобщенную статью. Вам это кажется скучным, но вы осознаете, что сможете получить опыт в кратком изложении большого объема информации — это, несомненно, очень полезный навык. К тому же тысячи студентов будут благодарны за полезную информацию. Все это мотивирует писать.

ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОНИМАЕТЕ ЗАДАНИЕ…

  • Узнайте, чего от вас ждут. Прочтите полученные инструкции, составьте список вопросов и после этого проконсультируйтесь с преподавателем, однокурсником, тьютором. Покажите, что вы попытались решить проблему самостоятельно и объясните, что именно вызывает у вас сомнения.
    • Чем точнее запрос, тем скорее вы получите помощь.

ЕСЛИ ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, ЧТО НАПИШЕТЕ ЧТО-ТО НЕ ТО…

  • Черновик не приговор. Если вы не уверены, что аргумент сработает, просто начните писать и посмотрите, чем это закончится. Не понравится — удалите, но помните: лучшие идеи зачастую приходят, когда вы толкаете себя в сторону неопределенности.
  • Деталь может быть неточной на этапе черновика. Не тратьте время на проверку каждой мелочи по ходу дела, лучше просто оставьте себе заметку, чтобы проверить позднее. Или же оставьте проблемный абзац на потом и поработайте над той частью, в написании которой вы уверены.

Пример: Вы пишете статью о короле Генрихе VIII и не можете вспомнить, обезглавил ли он двух или трех своих жен. Ответ на этот вопрос не сильно повлияет на ваш основной аргумент, поэтому вы решаете оставить проверку на потом.

ЕСЛИ ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, ЧТО ВАШИ ФРАЗЫ НЕБЕЗУПРЕЧНЫ……

  • Помните: черновик не приговор. Чем раньше вы напишете хотя бы несколько слов на странице, тем больше времени у вас останется на редактирование. Завершите весь текст, а потом шлифуйте его.
  • Если вы зацикливаетесь на отдельных предложениях, попробуйте затемнить экран, чтобы не видеть свой текст.

ЕСЛИ ВЫ ТАК СИЛЬНО ВОЛНУЕТЕСЬ, ЧТО НЕ МОЖЕТЕ И СЛОВА НАПИСАТЬ…

  • Сделайте небольшой перерыв. Если скоро дедлайн, и вы боитесь потерять время, поставьте таймер на 10 минут и отдохните, а потом возвращайтесь к работе. Потянитесь, встаньте из-за стола и разомнитесь. И не жалейте времени на сон и еду.
  • Разбейте задание на части. Поставьте реальные цели (например, работать, не отвлекаясь, по полчаса в день или писать определенное число слов каждый день). 
  • Попросите о помощи! Работа в одиночку – большой стресс. Обсудите ваши идеи с наставником или другом.

ЕСЛИ ВЫ ЛЕГКО ОТВЛЕКАЕТЕСЬ, КАК ТОЛЬКО ВКЛЮЧАЕТЕ КОМПЬЮТЕР…

  • Временно отключите интернет. Работайте там, где нет интернет-соединения. Сделайте записи в блокноте от руки и потом перепечатайте их.
  • Поставьте таймер на 15 минут, в течение которых будете писать, ни на что не отвлекаясь. Это поможет преодолеть себя.
  • Пишите от руки. Уберите электронные устройства в другую часть комнаты и пишите в тетради. А когда будете переводить рукописный текст в электронный формат, отредактируете его — и у вас в руках окажется уже второй черновик!
Подготовлено с использованием материалов Purdue Online Writing Lab: URL: https://owl.purdue.edu/owl/purdue_owl.html (дата обращения: 29.03.2021).

Подпишитесь, чтобы получать рассылку от кафедры гуманитарных дисциплин.