Термины для подготовки к экзамену

1. Метапознание

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Интроспекция — самонаблюдение: наблюдение за своим сознанием, процессами мышления, мыслями, чувствами, переживаниями и пр.

Рефлексия — процесс размышления о происходящем в собственном сознании (поиск ответов на вопросы «что я сейчас делаю?» «что я сделал(а)?», «что я испытал(а)?», «что и каким образом я узнал(а)?

Метакогниция/метапознание — осознание мышления как такового; когнитивные навыки высокого порядка, позволяющие непрерывно и успешно обучаться, совершенствоваться и адаптироваться к изменениям.

Проекция — перенос каких-либо качеств (положительных, отрицательных) вовне / на другое явление (или человека).

Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки.

Синтез — соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется в процессе познания.

Психологическая установка — состояние предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации.

Аттитюд (социальная установка) — предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом, основанная на прошлом опыте человека.

Пресуппозиции — термин лингвистической семантики, обозначающий компонент смысла предложения, который должен быть истинным, чтобы предложение не воспринималось как семантически аномальное или неуместное в данном контексте; суждение, предположение, принятое, допущенное заранее, внутренне
заключенное в логической посылке, но не высказанная эксплицитно (явно), во многом определяющее смысл нашего высказывания.

Мировоззрение — общая картина мира, представленная в сознании индивида.

Гипотеза — предположение о природе мироздания, обычно касающееся связи между двумя или несколькими переменными, которое можно доказать или опровергнуть.

Вопрос — тип суждения, предполагающий недостаток информации о
соответствующем объекте и требующий ответа, объяснения.

Реплика — замечание, возражение, ответ — высказывание, сообщение, вызванное вопросом.

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, поскольку он задается не с целью узнать нечто неизвестное, а для усиления выразительности сообщения.

Сократовский метод / Сократический метод — введенный Сократом способ обучения в форме вопросов и ответов;
он позволяет собеседнику стать мыслящим человеком и тем самым получить доступ к истине, которую он уже носит в себе
(майевтика, «духовные роды»).
Для того, чтобы метод работал, оба собеседника должны быть «пусты», самокритичны, должны стремиться не к воспроизведению
стереотипов, привычных догм и удобных концептов, а к поиску ответов путем мышления («я знаю, что ничего не знаю»). В случаях, когда собеседник уверен, что уже все знает, на первом этапе диалога использует ирония: искусно задаваемыми вопросами оппонент заводится в смысловой тупик, парадокс, который заставляет
человека признать свое невежество.


2. Что такое учиться

Миметика  — mirror neurons, зеркальные нейроны — нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим животным. Запускают механизм «копирования». Подражание по Габриэлю Тарду может быть намеренным или ненамеренным, осознаваемым или нет. Тард призывает наблюдать подражание извне, фиксировать его внешние черты, не сводить подражание к внутренним смыслам подражающего. Тард видит основу общественной жизни в том, что кто-то мыслит или действует подобно другому. Бессознательное подражание – это возможность схватывать значение напрямую, без его вербализации, Об этом свидетельствуют эксперименты с так называемыми зеркальными нейронами.

Идентичность — психологическое соотнесение индивида с социальной группой или этносоциальной общностью, с которой он разделяет нормы, ценности, групповые установки; восприятие человека окружающими. Тождественность, одинаковость, полное совпадение. А идентично себе самому, если оно при всех самых различных ситуациях и обстоятельствах всегда остаётся одним и тем же, так что оно может идентифицироваться как то же самое. Принцип идентификации, или закон тождества (А = А), требует, чтобы всякому понятию в течение определенного мыслительного акта придавалось одно и то же значение.

Имплицитные пресуппозиции — это не прямо высказанные суждения, полагаемые как общеизвестные и выступающие в качестве основы для постепенного «наслоения» информации, характеризуются как имплицитная информация, которую говорящий считает известной другим участникам коммуникации или которую он хочет подать как известную; при этом они являются смысловым компонентом определенных языковых выражений и проявляют проекционное поведение.

Эллипсис — пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения.

Дихотомия — деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразующего признака, сопоставленность или противопоставленность двух частей целого.

Дискурс — текст или высказывания, но также — и скорее — тип или серия текстов и высказываний, функционирующих в одной и той же системе отношении, последовательное развертывание мышления, выраженного в понятиях и суждениях, в противовес интуитивному схватыванию целостного до анализа его частей. Способ мышления, осуществляющийся поэтапно, посредством логических умозаключений.

Аргумент (русскоязычный) — высказывания (суждения, посылки, доводы), которыми пользуются для доказательства или опровержения тезиса.

Аргумент (англоязычный) — попытка с помощью логики убедить кого-либо согласиться с определенным выводом: это одновременно и высказывания (суждения, посылки), которыми пользуются для доказательства или опровержения тезиса, и тезис, который они поддерживают.

Тезис — утверждение, которое доказывается или опровергается в процессе аргументации. По своей логической форме является заключением, которое выводится по правилам логики из истинных посылок.

Объективность (истина) — стремление к неангажированному пониманию, к взгляду со стороны вместо принятия на веру единственного мнения или первой попавшейся информации. Объективный характер, освобождение от всего субъективного, от субъективных влияний; реальность, нейтральность. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности. Адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания.

Скептицизм — отказ автоматически считать истиной все, что слышишь, читаешь или видишь. Философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности, надёжности истины.


3. Разные типы чтения

Цитата — точная, буквальная выдержка из какого-н. текста.

Аллюзия — стилистический приём, заключающийся в намёке на общеизвестные факты, исторические события, литературные произведения и т. п.

Плагиат — выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, литературное воровство.

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Вдумчивое чтение — внимательное и глубокое изучение текста, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста, погружение в ключевые идеи.

Первичные источники — данные, собранные впервые для конкретной цели, которые  восходят непосредственно к изучаемому месту, времени или явлению.

Вторичные источники — продукт чужой работы на тему вашего исследования или близкую к ней, который относится к информации, первоначально представленной в другом месте.


4. Аргумент. Дедукция

Аргумент — попытка с помощью логики убедить кого-либо согласиться с определенным выводом.

Предпосылка — заявление, сделанное в рамках аргумента в поддержку вывода из него.

Вывод — финальное положение любого аргумента, подкрепляемое предпосылками.

Стандартная запись аргумента — отображение аргумента таким образом, чтобы:
• вывод был отчетливо выделен и находился в самом конце;
• логическая цепочка, ведущая к выводу, была представлена в виде четкой последовательности пронумерованных предпосылок.

Реконструкция аргумента — идентификация всех составных частей аргумента и последующее его приведение к стандартной форме, позволяющее понять, как он работает.

Необходимые условия — условие, которое должно выполняться, чтобы утверждение было истинным, но само по себе не является гарантией истинности.

Достаточные условия — условие, которое в случае выполнения гарантирует истинность.

Дедукция — метод логического мышления, формулирование вывода, логически вытекающего из предпосылок, без учёта любой внешней информации.

Понятие — мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы одного класса по общим и специфическим для них признакам.

Суждение — мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел; состоит из субъекта и предиката.

Субъект  — (S) то, о чем делается утверждение или отрицание, иначе говоря, то, о чем говорится; часть суждения, в заключении совпадающая с группой подлежащего (подлежащее и члены предложения, с ним связанные).

Предикат — (P) то, что говорится (утверждается или отрицается) о субъекте; часть суждения, в заключении совпадающая с группой сказуемого (сказуемое и члены предложения, с ним связанные).

Общеутвердительное суждение — суждения, имеющие вид «Все S есть Р».

Частноутвердительное суждение — суждения, имеющие вид «Некоторые S есть Р».

Общеотрицательное суждение — суждения, имеющие вид «Ни одно S не есть Р».

Частноотрицательное суждение — суждения, имеющие вид «Некоторые S не есть Р».

Умозаключение — вывод нового знания, нового суждения из двух или нескольких исходных суждений.

Силлогизм — любой дедуктивный аргумент, вывод которого следует из двух предпосылок.

Энтимема — сокращенный силлогизм, в котором опущено одно из суждений – большая посылка, меньшая посылка, заключение.


5. Индукция

Индукция — умозаключение от частного к общему; метод логического мышления, в котором предпосылки надежно обосновывают вывод, но абсолютная уверенность в истинности их самих недостижима; конструирование будущих событий на основе прошлых.

Эмпиризм (от греч. empeiria опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Эмпирический метод — способ познания и осмысления мира, основанный на точном наблюдении того, что можно подтвердить при помощи собственных органов чувств и исследовать путем опыта и наблюдения.

Выборка — группа конкретных случаев, представляющих целую категорию (генеральную совокупность), по поводу которой исследователь намеревается сделать индуктивное обобщение.

Вероятность — оценка возможности наступления какого-нибудь события или правдоподобности какого-либо утверждения.

Фальсифицируемость — возможность опровержения чего-либо, ранее считавшегося истинным или очевидным.

 “Чёрный лебедь” — событие, опровергающее как предыдущий опыт, так и основанные на нем ожидания, вследствие чего его практически невозможно спрогнозировать.

Контрпример — пример, заставляющий пересмотреть существующие взгляды, поскольку он противоречит обобщению, ранее считавшемуся истинным.

Среднее — в традиционном понимании, сумма всех результатов, разделенная на их количество.

Медиана — число, характеризующее выборку; если все элементы выборки различны, то медиана имеет такое значение, что ровно половина элементов оказывается больше его, а другая половина — меньше.

Мода — одна из характеристик распределения; значение переменной величины, которое встречается наиболее часто.

Абдукция — познавательная процедура выдвижения гипотез, иногда называемая «выведением наилучшего объяснения»;
метод логического мышления, цель которого — дать максимально правдоподобную интерпретацию тому, что считается истинным.


6. Введение в теорию аргументации

Аргументация – (от лат. argumentatio — приведение аргументов) — приведение доводов с намерением изменить убеждения др. стороны (аудитории).

Предпосылка –  утверждение, предназначенное для обоснования или объяснения некоторого аргумента.

Процессуальность — аргументация происходит поэтапно, процесс во времени.

Цель (телос) аргументации — убеждение, убеждение оппонента является целью аргументации.

Майевтика — (ориг. повивальное искусство) аргументация в поиске истины: провокация аргументации с помощью системы вопросов, обнажающих слабые места аргументации и побуждающих формулировать новые, более сильные доводы теории аргументации: нормативные, продуктивные, дескриптивные.

Майевтика — (ориг. повивальное искусство) аргументация в поиске истины: провокация аргументации с помощью системы вопросов, обнажающих слабые места аргументации и побуждающих формулировать новые, более сильные доводы теории аргументации: нормативные, продуктивные, дескриптивные.


7. Структура аргументации

Внешняя

Структура аргументации — внешняя структура аргументации
1) это способ связи аргументов, который применяют для защиты точки зрения
2) это варианты сочленения аргументов, выдвигаемых в поддержку тезиса.

Единичная аргументация — выдвигается одна аргументация, которая необходима и достаточна для подтверждения точки зрения.

Множественная аргументация — аргументация представлена в виде ряда отдельных и независимых аргументов, которые сами по себе являются достаточными.

Составная сочинительная аргументация — единичные аргументы, составляющие аргументативное соединение, являются каждый сам по себе необходимым, но только вместе они достаточны.

Составная подчинительная аргументация — предпринимается попытка подтвердить один или более главных аргументов путем выдвижения дополнительной аргументации.

Внутренняя

Схема аргументациивнутренняя структура аргументации — различные способы связи между аргументом и тезисом, берущие свою силу в том, что аудитория их идентифицирует как приемлемые. Это наиболее общие модели или разновидности рассуждения.

Доказательство vs аргументация — доказательство изолировано от внешнего мира, аргументация включает отсылки к внешним обстоятельствам; доказательство принудительно убедительно, а аргументация более или менее убедительна и оставляет место для контраргументации.

Топ — модель высказываний определенного типа (Имя, Род, Вид, Причина, Следствие, Сравнение и т.д.) и одновременно – все множество будущих высказываний этого типа.

Пример — частный случай, который делает возможным обобщение, а также иллюстрирует довод, делая его наглядным и облегчая восприятие.

Иллюстрация — частный случай, который может подтвердить уже установленное правило.

Образец для подражания — частный случай, который может побудить к подражанию.

Сравнение — выявление сходств и/или различий объектов.

Аналогия — один объект (как правило, относительно узнаваемый) задействуется в целях прояснения другого объекта (менее узнаваемого).

Причинно-следственная связь — одно событие неизбежно предопределяет другое.


8. Аргументация при письме

Логическая аргументация — между аргументами и доказываемым тезисом устанавливается отношение логического следования в случае доказательства, или устанавливается его отсутствие в случае опровержения.

Демонстрация — последовательность логических операций, позволяющих доказать или опровергнуть тезис. Как правило, в качестве способа демонстрации используются дедуктивные умозаключения, индуктивные умозаключения и т.д.

Доказательство — рассуждение, в ходе которого устанавливается истинность тезиса.

Опровержение — рассуждение, в ходе которого устанавливается ложность тезиса.

Аргументативный комплекс — общая схема доказательства.

Инференция — процесс, в ходе которого мы выводим из посылок вывод.

Научный стиль речи — язык науки, научной сферы деятельности; характеризуется безличностью автора, монологичностью речи, обилием научной терминологии, минимумом экспрессивно-эмоциональной лексики, преобладанием существительных, прилагательных и наречий над глаголами, обилием вводных слов, сложных конструкций, придаточных предложений, уточнений, логичностью и тезисностью изложения.

Публицистический стиль речи — язык научно-популярных работ; допускает использование научной терминологии наряду с экспрессивно-эмоциональной лексикой, более выраженную роль личности автора; характеризуется неоднородностью стилистических средств; обращением к специальной терминологии и выразительной образности, сочетанием стандартных и экспрессивных возможностей языка, использованием и абстрактной, и конкретной лексики.

Академическая письменная речь – это письменная коммуникация научных знаний, средство закрепления и обсуждения процессов, методов, технологий и результатов научных исследований.

Задача автора академического текста — организовать письмо таким образом, чтобы убедить читателя согласиться с определенной точкой зрения или, по крайней мере, представить ее серьезное обоснование.

Проблема академического текста — предмет или вопрос, которые способны увлечь адресата, в отношении которых у людей возникают разные мнения. Можно сказать, что проблема содержит противоречие между существующими представлениями о процессе, явлении, веществе, предмете, событии и т.д. и реальными фактами.


9. Ложные аргументы и ошибочные рассуждения

Авторитетность – обоснование притязаний на то, что в силу своего источника определенная картина происходящего должна иметь приоритет перед другими.

Авторитет — источник, считающийся наиболее заслуживающим доверия и самым надежным в своей области.

Конформность – ситуативное и не преднамеренное (не вполне осознаваемое) поведение или свойство человека поддаваться влиянию других людей: это свойство человека принимать точку зрения группы, даже если он с ней не согласен.

Конформизм – осознанная жизненная позиция или черта характера индивида, заключающаяся в склонности человека поддаваться влиянию других людей — изменять поведение или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы.

Аргументация посредством апеллирования – логическая ошибка, заключающаяся в обращении к внешним факторам, таким как авторитет или популярность, в качестве обоснования вывода вместо строгого логического рассуждения:

  • Апеллирование к мнимому авторитету – разновидность ложного аргумента, основывающегося на кажущейся авторитетности мнения лица или лиц, не являющихся специалистами в рассматриваемом вопросе.
  • Апеллирование к невежеству – разновидность ложного аргумента, опирающаяся на безосновательное заявление, что нечто является истинным или ложным, пока не доказано обратное.
  • Апеллирование к популярности – разновидность ложного аргумента, опирающегося на предпосылку, что мнение большинства является истиной.
  • Апеллирование к силе – разновидность ложного аргумента, опирающегося на предпосылку, что мнение сильного является истиной.
  • Апеллирование к сочувствию – разновидность ложного аргумента, опирающегося на предпосылку, что наличие оснований для жалости – это достаточная причина согласиться с чем-либо
  • Апеллирование к естеству –разновидность ложного аргумента, опирающегося на предпосылку, что то, что вы считаете «естественным», является фундаментальной истиной, непреложной для всех.
  • Апеллирование к традиции – разновидность ложного аргумента, опирающегося на предпосылку, что если нечто делается долгое время, то оно является истинным.
  • Апеллирование к недоверию – разновидность ложного аргумента, опирающегося на предпосылку, что предмет ваших сомнений не может быть истинным или реальным.

Аргумент ad hominem — разновидность ложного аргумента: совершается логическая ошибка, заключающаяся в том, что аргумент опровергается путем нападок на человека, его выдвинувшего, вместо рассмотрения сути сказанного.

”Скользкий путь” — утверждение, что мелкое происшествие неизбежно повлечет за собой цепь все более серьезных событий.

Ошибки каузации:

  • Post hoc ergo propter hoc — ошибочное предположение, что если одно из событий происходит после другого, то более раннее является причиной более позднего.
  • Смешение причины и следствия — ошибка в направлении каузальности между двумя связанными явлениями, когда следствие объявляется причиной.

Корреляция не есть каузальность — предостережение против ошибочного предположения, что если два явления или комплекса данных очень похожи, то одно является причиной другого.


10. Фундаментальные ошибки атрибуции

Фундаментальные ошибки атрибуции — когнитивное искажение; тенденция считать непропорционально большое число событий результатом сознательных действий или намерений, а не следствием обстоятельств.

Публикационная ошибка — склонность научных журналов отдавать предпочтение исследованиям, увенчавшимся положительными или сенсационными результатами, перед столь же валидными, но не имеющими подобных результатов.

Ретроспективное искажение — тенденция ретроспективно воспринимать прошлое как более предсказуемое, чем это было в действительности, и считать непредугаданные события прогнозируемыми.

Преднамеренный отбор (или выборочное представление фактов) — отбор из обширного материала немногих впечатляющих результатов или сильных зависимостей и замалчивание остальных, что приводит к искаженной картине исследования.

Предвзятость результата — тенденция оценивать качество решения, когда его результат уже известен, вместо поиска ответа на вопрос, было ли оно разумным на момент принятия.

Возвращение к среднему — статистическая тенденция, заключающаяся в том, что неординарные или выдающиеся результаты стремятся возвратиться к средним величинам.

Альтернативные истории — совокупность всех прочих вероятностей. которые на самом деле не реализовались, но могли быть реализованы вместо событий, наблюдавшихся в действительности.

Закон малых чисел — чем меньше объем выборки / чем реже проводятся измерения какого-либо параметра, тем выше вероятность отклонения результатов от ожидаемого.

Закон больших чисел — чем больше объем выборки / чем чаще проводятся измерения какого-либо параметра, тем выше вероятность, что результаты окажутся близки к ожидаемым.

Моральная удача — термин, отражающий парадоксальное наблюдение, что на практике мы часто оцениваем людей по результатам удачного или неудачного стечения обстоятельств, хотя теоретически должны судить их только за то, над чем они властны.

Нормальное распределение (колоколообразная кривая, распределение Гаусса) — непрерывное распределение с пиком в центре и симметричными боковыми сторонами.

Эффект крайностей — эффект, заключающийся в том, что вего одно экстремальное событие, даже редкое, может оказать большее воздействие, чем любое количество заурядных событий.

Иллюзия предсказуемости — обманчивое представление о том, что наблюдаемый паттерн обязательно повторится или что нынешнее представление о норме сохранится в будущем.


11. Быстрое и медленное мышление

Система 1 (быстрое мышление) — реакции, которые происходят автоматически и не требуют (или почти не требуют) усилий; система срабатывает автоматически и очень быстро, не требуя или почти не требуя усилий и не давая ощущения намеренного контроля.

Система 2 (медленное мышление) — сознательное, разумное «я», у которого есть убеждения, которое совершает выбор и принимает решения, о чем думать и что делать; выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, в том числе для сложных вычислений. Действия Системы 2 часто связаны с субъективным ощущением деятельности, выбора и концентрации.

Автоматизм (применительно к мышлению и восприятию) — непроизвольные и бессознательные реакции.

Отстранение — отказ от того, что мы принимаем за аксиому; взгляд на привычное как на странное, новое, который помогает не просто зафиксировать, а увидеть вещь или событие во всех подробностях.

Нейропластичность — фундаментальный процесс, который описывает изменения нервной активности в мозге: клетки мозга реорганизуются в соответствии с потребностями человека, позволяя адаптироваться к происходящему. Позволяет учиться новому и преодолевать шаблоны мышления. 


12. Эвристические правила. Когнитивные искажения

Эвристические правила — упрощенные схемы мышления или эмпирические методы, обеспечивающие быстрое принятие решений и оценку.

Аффективная эвристика — тенденция использовать силу положительного и отрицательного эмоционального отклика в качестве основы для принятия решения.

Эвристика доступности — тенденция, отражающая непропорционально сильное влияние любой информации, припоминающейся без усилий, на принятие решения или оценку возможных вариантов.

Эвристика закрепления — тенденция, связанная с нашей склонностью при суждении опираться на изначальные ценности или взгляды, пусть даже не связанные с предметом рассмотрения.

Эвристика репрезентативности — заставляет нас отдавать предпочтение убедительности какой-либо истории или характеристики в ущерб оценке ее вероятности.

Эффект новизны — тенденция переоценивать значимость недавних событий, поскольку они кажутся более яркими и легче вспоминаются.

Стереотип — широко распространенное представление, упрощенное и идеализированное, о том, какими стандартными характеристиками должны обладать предмет или явление определенного типа.

Когнитивное искажение — дефектное суждение, возникающее вследствие внесения эвристическими методами мышления предсказуемой деформации в оценку чего-либо, что систематически происходит в определенных ситуациях.

Ошибка выжившего — когнитивное искажение; тенденция учитывать только успешные примеры, не видя общей картины, в которой подавляющее большинство результатов являются неудачными.

Эффект фрейминга — различное восприятие одной и той же информации в зависимости от способов ее подачи.

Эффект рефрейминга — сознательный выбор иного способа подачи информации с целью изменения акцента, созданного изначально заданными рамками восприятия.

Неприятия потери — поскольку потеря от проигрыша воспринимается острее, чем эквивалентное приобретение вследствие выигрыша, люди склонны избегать ситуаций, ведущих к потенциальному проигрышу.

Теория перспектив — опирающаяся на наблюдения теория, описывающая процесс принятия решений при наличии нескольких уровней известного риска и нескольких потенциальных проигрышей и выигрышей.

Предвзятость подтверждения — склонность обращать внимание только на то, что подкрепляет имеющиеся представления, и игнорировать или пытаться оспорить опровергающие их свидетельства.

Ошибка меткого стрелка (или иллюзия кластеризации) — склонность видеть паттерны там, где их нет, ретроспективно достраивая их на основании подходящих свидетельств и игнорируя все, что в них не вписывается.

Гипотеза справедливого мира — убеждение, что в конечном итоге все непременно уравновешивается и что в основе мира лежит принцип справедливости.

Эффект последовательности — склонность оценивать информацию не по ее точности или вероятности, а по внутренней последовательности изложения или воплощенного в нем представления о мире.

Эффект Даннинга‒Крюгера — склонность людей, не имеющих знаний или навыков в определенной области, значительно переоценивать свои возможности и испытывать, вследствие собственного невежества, необоснованную самоуверенность.

Эффект сверхуверенности — склонность, присущая большинству людей, в особенности экспертам, при выходе за рамки своей области, демонстрировать излишнюю уверенность в собственных суждениях и способностях.


13. Анализ сообщения: эмоции и человеческая драма

Этос — апелляция к этическим нормам, доверию, характеру аудитории; внушает доверие к источнику сообщения.

Логос — апелляция к логике и разуму; предлагает последовательность идей, призванных убедить аудиторию.

Пафос — апелляция к эмоциям адресата; сообщает попытке убеждения эмоциональный посыл.

Кайрос — благоприятный момент, когда вероятность убедить аудиторию максимальна.

Релятивизм — подход, согласно которому то, что истинно в одной парадигме, может оказаться ложным в другой; относительно истории эмоций — подход, согласно которому выражение эмоций зависит от социального научения.

Универсализм (относительно истории эмоций) — подход, согласно которому люди по всему миру испытывают эмоции одинаково.

Аффективный труд – труд, который создаёт такие состояния, как непринужденность, благополучие, удовлетворение, беспокойство и страсть, или манипулирует ими (Арли Хохшильд).

Эмоциональный интеллект – способность понимать эмоции, свои и чужие, делать правильные выводы и находить верные реакции.

Эмпатия – осознанное сопереживание эмоциям другого, способность распознать чувства других людей и выразить сострадание (механизм основан на работе зеркальных нейронов).

Эмотив – высказывание, служащие выражением эмоций.

Эмоциональные режимы – предписанные в обществе эмотивы, ритуалы и другие символические практики, связанные с проявлением эмоций.


14. Риторика

Антитеза — фигура, строящаяся на противопоставлении понятий, реализуемом на уровне словосочетания, предложения, фразы.

Анафора — повтор слова или оборота в начале параллельных конструкций.

Восходящая градация — состоит из двух или более значимых единиц, размещённых по возрастающей интенсивности.

Нисходящая градация — фигура, получающаяся путём нарушения принципа «нарастания», лежащего в основе восходящей градации, когда понятие, объективно незначительное, следует за более значительным понятием.

Восхождение — подхват в каждом последующем элементе конструкции слова предшествующего элемента, образуя цепочку связанных частей.

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, поскольку он задается не с целью узнать нечто неизвестное, а для усиления выразительности сообщения.

Гипотетический вопрос — вопрос, который являясь средством привлечения внимания, часто предваряет абзац или раздел.

Аллюзия — риторический прием, используемый для создания подтекста и состоящий в намеке на какой-либо широко известный исторический, политический, культурный или бытовой факт.

Реминисценция — использование прецедентных имен, ситуаций, высказываний.

Окказионализмы — ре­че­вые яв­ле­ния, воз­ни­каю­щие под влия­ни­ем кон­тек­ста, ситуа­ции ре­че­во­го об­ще­ния для вы­ра­же­ния смыс­ла, не­об­хо­ди­мо­го в дан­ном слу­чае. Соз­да­ют­ся спе­ци­аль­но, на­ро­чи­то (чем от­ли­ча­ют­ся от спон­тан­ных на­ру­ше­ний нор­мы – ре­че­вых оши­бок) на ба­зе про­дук­тив­ных мо­де­лей или еди­нич­ных об­раз­цов из имею­ще­го­ся в струк­ту­ре язы­ка ма­те­риа­ла во­пре­ки сло­жив­шей­ся литературной нор­ме. По­нят­ны на фо­не кон­тек­ста, си­туа­ции, к ко­то­рым «при­вя­за­ны», и мо­де­ли или об­раз­ца, ко­то­рые по­слу­жи­ли ба­зой для их соз­да­ния.

Параллельные конструкции — одинаковое построение предложений в тексте или отрезке речи.

Коннотации — лю­бой ком­по­нент, ко­то­рый до­пол­ня­ет пред­мет­но-по­ня­тий­ное, а так­же грам­ма­тическое со­дер­жа­ние язы­ко­вой еди­ни­цы и при­да­ёт ей экс­прес­сив­ную окраску.

Многозначность — на­ли­чие у еди­ни­цы язы­ка бо­лее од­но­го зна­че­ния внутренняя форма слова.

Ложная аналогия — не соответствующее действительности утверждение, что два предмета или явления подобны друг другу, имеющее целью придание достоверности необоснованному выводу.

Ложное обобщение — использование малого числа свидетельств для подтверждения значительно более широкого умозаключения, не имеющего реальных оснований.

Использование жаргона — использование слов и словосочетаний, знакомых только специалистам; их употребление может быть как уместным (в профессиональной коммуникации), так и неуместным (с целью запутать неспециалистов и исключить их из дискуссии).

Дымовая завеса — словесная маскировка, предпринимаемая с целью избежать нежелательного обсуждения какого-либо ключевого момента или скрыть его за множеством не относящихся к делу слов.

Эвфемизм — нейтральное по эмоциональной «нагрузке» или имеющее позитивные коннотации слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.

Hate speech (язык вражды, риторика ненависти) — публичное высказывание, в котором выражается ненависть, оскорбление по отношению к какой-либо группе людей или её представителям; проявление дискриминации на вербальном или дискурсивном уровне, на уровне общения по отношению к какому-то человеку, которого мы считаем принадлежащим к группе, недостойной нашего качественного и равноправного отношения; оскорбительные слова, направленные на исторически виктимизированные группы.

Политкорректность — осторожность в словах и действиях; стремление избегать слов и выражений, которые могут оскорбить или унизить других людей.


15. Феноменология Гуссерля и рикеровская герменевтика

Гуссерль — предикативная и допредикативная очевидность, аподиктическая, ассерторическая, эпохэ, горизонт возможного опыта, трансцендентальный субъект, ноэтическое и ноэматическое, трансцендентальное единство апперцепции, интенциональный объект, структура актов когито.

Рикер — структура смысла, семантическое ядро, изотопический уровень, порог соотнесенного смысла, порог идеального смысла, внутренние правила интерпретации, дискурс, характеристики дискурса.


16. Основы теории коммуникации. Схема коммуникативного акта

Понимание речи — процесс, при котором на основании некоторого сообщения создается мысленный образ (представление) информации, содержащейся в этом сообщении (Resnick, 1985).

Психолингвистика — это отрасль психологии, изучающая то, как человек осваивает язык и пользуется им в речи (Halpern, 1989).

Речь — сложная когнитивная деятельность, навыком которой обладают все нормально развитые люди и которую они осуществляют с видимой легкостью (Halpern, 1989). Противопоставлена “языку” как практическая деятельность – системе кодированных норм.

Речевые жанры (М. Бахтин) — зависящие от коммуникативной ситуации ожидаемые формы (тема, композиция, стиль), иногда штампованные и шаблонные, иногда более гибкие, пластичные и творческие, в которых представлена речь. 

“Чужое слово” (М. Бахтин) — осознанное или нет использование в своей речи слов и шаблонов из других высказываний, родственных по речевому жанру или из других высказываний людей, которые служат для нас образцом (носителем эмоциональных матриц, моделью речевого поведения).

Диалог – форма коммуникации, при которой адресат и адресант могут меняться, предполагает принцип равенства и взаимного интереса, совпадение коммуникативного намерения.

Адресат — в схеме коммуникативного акта тот, кто получает сообщение.

Задача «адресата» — вернуться от поверхностной структуры к глубинному представлению говорящего, или автора текста.

Адресант — в схеме коммуникативного акта тот, кто передаёт сообщение.

Задача «адресанта» — создать поверхностную структуру на основании своего глубинного представления.

Сообщение — в схеме коммуникативного акта, смысл, идея, информация или посыл, который один участник коммуникации хочет донести до другого.

Код — в схеме коммуникативного акта и в семиотике – система знаков, а также набор правил, по которым сообщение упаковывается в материальную форму отправителем (адресантом) и извлекается из неё получателем сообщения (адресатом).

Канал связи – среда распространения сигнала, а также комплекс технических средств, которые помогают осуществлению коммуникации. Коммуникацию делят на непосредственную, face-to-face, когда адресат и адресант находятся в одном физическом пространстве и общаются без посредничества технологий, и опосредованную, когда для передачи сообщения задействованы технические каналы связи.

Межличностное общение — непосредственная и диалогическая коммуникация пары или небольшой группы людей, задействующая вербальные и невербальные компоненты.

Массовая коммуникация — опосредованная и монологическая коммуникация, в которой сообщение, рассчитано на восприятие большими группами людей, передается посредством технических каналов связи.

Фатическое общение — коммуникация, основная цель которого заключается не в передаче сообщения, а в установлении или поддержании контакта. При фатическом общении большую роль играет удовольствие от самого процесса общения.

Коммуникативная неудача (коммуникативный провал)  — коммуникация, в которой участники взаимодействия не реализовали коммуникативную цель. Причинами коммуникативных неудач может стать незнание кода одним из участников коммуникации, неверно выбранный речевой жанр, игнорирование имплицитных посылок и пресуппозиций и др.

Коммуникативная цель – намерение участника коммуникации, определяющее его речевое поведение.

Перформативность –  комплексное сосуществование языка и других знаковых систем, телесной вовлечённости и социальных характеристик говорящего. Высказывания, равносильные поступку (в лингвистике), действия, которые становятся сообщением, и требуют ответной реакции (в политической теории и в эстетике).


17. Введение в семиотику

Знак — это абстрактный или материальный объект, репрезентирующий в человеческом сознании и деятельности другой объект или явление.

В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае — информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знак — это материальный, чувственно воспринимаемый и воспроизводимый в речи предмет, который служит для обозначения чего-то, находящегося вне его. У знака две стороны: означающее и означаемое(предмет).

Означаемое/означающее —материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, — означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».

План содержания — это рассмотрение высказывания со стороны значений имеющихся в нем языковых средств, т. е. выяснение внутреннего элемента языкового знака (означаемого в противоположность означающему).

План выражения — определённым образом организованная область материальных средств, служащих для передачи языковых сообщений.

Знаки-символы — знаки, которые, в силу заключенного в них наглядного образа, используются для выражения значительного, но иногда отвлеченного содержания. Символ, действие которого основано на условной, установленной «по соглашению» связи означаемого и означающего (например, кивок головой, как правило, означает утвердительный ответ, однако, у некоторых народов это движение характеризуется как ответ отрицательный).
Пример: дорожный знак -«кирпич»

Знаки-индексы — действие основано на реальной смежности означающего и означаемого (например, стон является индексом ранения, болезни; веселый, жизнерадостный смех — индексом радости, счастья).

Знаки-иконы — действие иконического знака основано на фактическом подобии означающего и означаемого, например, рисунка какого-то животного и самого животного; первое заменяет второе «просто потому, что оно на него похоже».

Пирс определил его как знак, обладающий известным натуральным сходством с объектом, к которому он относится. То есть его действие основано на фактическом подобии означающего и означаемого (например, рисунок льва и сам лев). Определение иконического знака развил Ч. Моррис, предположив, что этот знак несет в себе некоторые свойства представляемого объекта.

Нулевой знак -это такие единицы, которые хоть и не имеют звукового выражения, но передают определённое языковое содержание. Это знак, в котором отсутствует материальный экспонент. Форму (план выражения, означающее) – называют экспонентом знака (лат. «expono» – выставляю на показ). Нулевые знаки могут существовать лишь на фоне ненулевых (материальных) знаков, с которыми они образуют одну систему; значимое отсутствие.

Так называемый нулевой знак не может считаться знаком, потому что у него отсутствует один из обязательных признаков знака — он не является материальным, воспринимается не органами чувств, а в результате некоторой мыслительной деятельности человека, путем сопоставления (скажем, безбилетного пассажира с пассажиром, имеющим билет и т. д.). Из всего сказанного следует, что логичнее говорить не о нулевом знаке, а об отсутствии знака. Аналогичные мысли высказывают многие лингвисты, говоря о так называемых нулевых языковых знаках. Отсутствие знака предполагает возможность любого значения, нулевой знак — только одно значение.

Синтагматика — отношения между знаками (единицами) языка, возникающие при их непосредственном сочетании друг с другом в линейной последовательности, в реальном потоке речи или в тексте, а также один из двух аспектов изучения системы языка, сфокусированный на этих отношениях; этот аспект изучения языка противопоставляется парадигматике.

Парадигматика — отношения между знаками (единицами) языка как набором потенциальных возможностей, существующие в языковой системе в форме лингвистических классов – парадигм, а также один из двух аспектов изучения системы языка, сфокусированный на этих отношениях; этот аспект изучения языка противопоставляется синтагматике.

Парадигма — совокупность элементов (в лингвистике — словоформ, в философии науки — концепций, идей, стандартов и методов, в семиотике — знаков одного ряда), предоставляющий все возможные в рамках данной системы варианты, наиболее подходящий из которых выбирается пользователем в зависимости от контекста, цели и сочетания с соседними элементами.

Прагматика знака — знаковая система, в рамках которой изучаются отношения знаков к субъектам, которые их производят и интерпретируют. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

Семантика — это раздел семиотики и лингвистики, в рамках которого изучаются знаки и знаковые системы как средства выражения значения и смысла. Изучает отношение между означающим и означаемым; раздел семиотики и логики, исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию.

Вербальный код — знаки, материальной стороной (означающим) которых служат слова языка; словесная форма языка.

Акциональный код — знаки, материальной стороной (означающим) которых служат действия; термин, введенный Р. Бартом. Один из многих кодов (по Р. Барту — ассоциативных полей), принадлежащих сфере культуры и конституирующих всякое письмо.

Артефактный код — знаки, материальной стороной (означающим) которых служат вещи, в том числе, предметы быта.

Культурный артефакт — любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое, символическое содержание.

Гиперсемиотизация — поиск несуществующих знаков, наделение в процессе восприятия знаковой природой тех объектов или явлений, которые изначально её не обладали.


18. Межкультурная коммуникация

Культура — (от лат. — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символич. обозначений окружающего мира.

Этноцентризм — (от греч. ethnos — группа, племя и лат. centrum — центр, средоточие) — взгляд на мир через призму этнической идентификации.

Мультикультурализм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультинатурализм (перспективизм) — концепция принципиальной множественности точек зрения на реальность, каждая из которых предполагает свою систему мира. Мир, таким образом, зависит от точки, из которой воспринимается субъектом.

Культурная относительность — зависимость мировоззрения, поступков, а также поведенческих, моральных и этикетных норм от культуры, в которой человек сформировался или живёт.

Межкультурная коммуникация — особенности взаимодействия между людьми, которые принадлежат к разным культурам, имеют разные пресуппозиции и владеют разным кодом, а также само это взаимодействие.

Культурная память (Я. Ассман) — передача знания о событии внутри группы, направлена на определенные, фиксированные моменты в прошлом, которое наполняется символическим значением.

Миф — аффективное усвоение нарратива о событии или явлении, важном для группы. Поскольку усвоение происходит через эмоции и ценности, миф сопротивляется опровержениям на логическом уровне.

Цензура коллектива — закон устного распространения информации. Передача, а значит, сохранение только того, что понятно и актуально в момент рассказа.


19. SAVI

Психологические факторы — причина, движущая сила какого-либо психического изменения, явления.

Установки — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации.

Коммуникативная проблема — это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению.

Вербальная агрессия — это словесные оскорбления, негативное высказывание одного человека в адрес другого.


20. Прагматизм в коммуникации

Риторика — теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи.

Опыт — компонент познавательной деятельности, посредством которого обеспечивается непосредственная связь системы знания с познаваемым объектом.

Прагматизм — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.

Пентада — это простой инструмент, позволяющий увидеть и понять сложность ситуации.

Теория драматизма — теория коммуникаций, разработанная Кеннетом Берком как метод анализа человеческих отношений и мотивации.

Парадигма — универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности.

Реализм —  стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Материализм — философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.

Философский идеализм — филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал.

Мистицизм — философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме.


21. Системное мышление

Системное мышление — умение видеть взаимосвязь между частями, видеть, как элементы взаимодействуют между собой заставляя функционировать целое.

Целое — не сумма частей, а их взаимодействие этих частей.

Система — взаимосвязанные части целого, изменяем один элемент, изменяется и целое.

Эмерджентные характеристики — уникальные свойства системы, возникающие в результате синергического взаимодействия ее компонентов. 

Динамическая сложность — когда существует множество связей между элементами.

Упреждающая петля обратной связи — самосбывающиеся или самоопровергающие пророчества.

Обобщение — толкование единственного случая, как типичного.

Обучение — это процесс обратной связи, в котором каждое действие ведет к результату, в зависимости от которого мы можем изменять свое поведение.

Киберне́тика (от др.-греч. κυβερνητική «искусство управления») — наука об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество.  

Подпишитесь, чтобы получать рассылку от кафедры гуманитарных дисциплин.