Цель образного письма: написать эссе, в котором будет отчетливо слышен уверенный авторский голос. Убежденность в своей правоте является результатом внимательного чтения, которое сочетает творческий подход и вовлеченность в текст.
«Процесс понимания произведения предполагает его воссоздание, попытку ухватить всю полноту ощущений и идей, через которые автор передает свое понимание жизни. Каждый читатель дополняет авторские ощущения и идеи собственными, главное не утрачивать связь с текстом» (Л. Розенблат, Literature as Exploration).
I. Чтение:
А) Прочтите текст не менее двух раз, про себя и вслух. Вслушайтесь в голос текста, это должно помочь при отработке его выразительного чтения.
B) Подготовьтесь к такому чтению различных частей текста, чтобы
● выявить общее содержание текста;
● усилить то, что, как вам кажется, выделено автором;
● голосом и интонациями передать мощь текста;
● утрировать звучащий голос текста.
II. Письмо:
A) Отложите текст и сделайте список запомнившихся вам образов. Отметьте три самых важных образов, о которых вы будете писать. (2 мин.)
Пишите свой текст на одной стороне листа так, чтобы все написанное могло быть перед глазами. К изучаемому тесту можно обращаться, но писать следует, опираясь память.
B) В первом абзаце опишите первый образ. (5 мин.)
C) Укажите, чем именно он важен для вас. (3 мин.)
D) Сделайте это же со вторым и третьим образами. У вас получилось три абзаца. (8 мин.)
E) В четвертом абзаце опишите то, что связывает между собой эти три образа. Выявите сквозной мотив (или несколько) в том, как вы описали три образа. (8 мин.)
F) В пятом абзаце сделайте вывод обо всем тексте, опираясь на описанные образы. (8 мин.)
G) В шестом параграфе изложите, что привлекло вас более всего в этом тексте. (4 мин.)
H) В седьмом абзаце укажите, что в тексте вызвало отрицательные эмоции. (4 мин.)
Рекомендуется зачитывать написанное после (А) и (С) для того, чтобы студенты знали, что делают другие.
III. Структурирование:
A) Определите убедительную и логичную последовательность абзацев в вашем тексте. Их можно заново пронумеровать или вырезать и переклеить. (10 мин)
Вы можете воспользоваться следующим планом:
1. Вывод.
2. То, что привлекло в тесте более всего.
3. Три образа и их содержание.
4. Отрицательные эмоции.
5. Общие черты трех образов.
B) Вдумайтесь в выбранную вами последовательность. Может быть требуется внести изменения и дополнения.
IV. Редактирование:
A) Дополните текст необходимыми для большей связности и согласованности переходами. Поработайте над формой текста, сглаживая швы между абзацами, изменяя если необходимо их последовательность и удаляя то, что может показаться не относящимся к делу. (20 мин.)
B) Прочтите свой текст товарищу и попросите проделать следующее: (1) выделить особо понравившиеся фразы или идей, не обсуждая их; (2) задать вопросы так, что вам было понятно над чем еще предстоит поработать; (3) подвести беглый итог, повторив те выводы, к которым, как товарищу показалось, вы и пытались прийти. Избегайте споров со слушателем. Помните, что задачей этого этапа выявление прозрачности изложения ваших позиций, а не выяснение того, что кто-то сделал бы иначе, чем вы. (40 мин)
C) Внесите правку, отвечающую идеям, которые у вас родились, пока вы слушали вашего собеседника. (45 мин.)
V. Завершающий этап:
Вычитайте текст, наберите его, распечатайте и прочтите еще раз. (45 мин.)
VI. Праздник:
Написанные тексты зачитываются в классе ко всеобщему удовольствию.
Распределение времени: Общая продолжительность 3,5 часа. Этапы I—III выполняются в течении одной сессии без перерывов. Этапы IV—VI проводятся по обстоятельствам, рекомендуется предусмотреть перерыв (продолжительный промежуток времени) для «вызревания идей».