Академическое чтение

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Образование «Liberal arts» – путь открытого ума, готового к переменам и способного к обновлениям. Важнейший элемент универсализации знания студентов внутри программы — сквозной трёхлетний курс «Академическое чтение» («Great books»). С каждым годом студенты «Liberal arts» получают всё новые компоненты учебных специализаций. «Академическое чтение» уравновешивает, гармонизирует этот процесс. Этот курс реализует идею максимально широкого знания. Знания, формирующего «моральную обязанность понимания», по слову изобретателя «Great books» Джона Эрскина.

С первого года студенты на занятиях «Академического чтения» учатся быть на уровне заслуженных собеседников, среди которых великие русские и зарубежные романисты, философы, психологи, социологи, политологи, историки культуры. Главная цель курса – познакомить студентов с разными парадигмами мышления, показать силу и глубину идей, на которых основывается человеческая цивилизация, сформировать интерес к пристальному чтению. Помимо масштабной и перспективной цели у курса, разумеется, существуют и конкретные учебные задачи. В первую очередь: формирование навыка анализа, интерпретации в процессе знакомства с трудными текстами, а также практика присвоения идей, концепций и их применения на новом материале (проблематизация). Анализ и интерпретация включают в себя самые разные традиции: семиотические, дискурсивные, герменевтические, «подозревающие» и пр. Приоритет той или иной традиции определяется характером текста, находящегося в центре обсуждения. Присвоение и применение идей и концепций формирует навык проблематизации, самостоятельного мышления, опирающегося на опыт авторитетных предшественников. Содержание курса включает в себя следующие образовательные треки: литературная классика, психология на первом курсе, политэкономия, антропология, семиотика, культурология  –  на втором курсе, социология и политология – на третьем. Перечень текстов не установлен раз и навсегда – он обновляется как и наше понимание курса.

Мы уверены, что курс «Академическое чтение» раздвинет образовательный горизонт наших студентов, привьёт им вкус к сложному чтению, поможет понять образование как не завершающийся  процесс и образ жизни.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ ТРЕКОВ

«Академическое чтение» начинается с анализа и интерпретации художественных текстов. Первый трек курса – художественные тексты. Абитуриенты, вчерашние школьники, имеют опыт обсуждение литературы и первый образовательный трек должен, с одной стороны, напомнить им уже известные подходы к текстам, а, с другой, обозначить новый уровень сложности в этой работе. 

Второй трек курса «Академическое чтение» — психология. Это – начало изучения собственно научного текста. На занятиях студенты знакомятся с видами научной проблематизации, типами аргументов, работой с фактами. Помимо этого, знакомство с концепциями психологии – открывающаяся возможность самопознания, само-рефлексии, самодисциплины для студентов.

Третий трек «Академического чтения» — изучение концепций «массового общества» и политической экономии. Студенты сталкиваются с тем, что в науках об обществе каждая идея является ответом на вопрос, заданный другой идеей. Наука – долгий диалог сквозь столетия, в котором прорывы к новому соседствуют с возобновлением прежнего. Студентам предстоит усвоить хотя бы отчасти этот сложный опыт. Без него нет ориентирования в научной литературе.

Четвёртый трек курса включает в себя разговор о семиотике, антропологии, теориях игры. В процессе работы с текстами студентам предстоит осознать проблему дистанции между исследователем и изучаемым предметом; усвоить, насколько важно в гуманитарных науках отдавать отчёт в отличии познаваемого опыта от нашего; выяснить, какими способами мы можем в процессе исследования переводить язык изучаемого предмета на современный язык. Этот трек по сути вводит понятие границ гуманитарного знания.

Пятый трек курса связан с вопросами идеологии и социального взаимодействия. Студентам предстоит столкнуться с изучением проблем границ личной и общественной жизни. Научиться отвечать на вопрос, как человек может сохранять идентичность, лицо в условиях функционирования государственной идеологии и общества потребления. В этом треке становится ещё более очевидной множественность научных дискурсов.

Шестой трек курса посвящён проблеме «Пост-современности». Он является в некотором смысле суммарным по отношению ко всем предыдущим трекам. Работы, которые предложены к обсуждению предполагают обращение к самым разным прочитанным текстам и изученным методологиям, концепциям. Шестой трек позволяет отчётливо выявить готовность бакалавров к написанию диплома.