Вопрос — это тема, а тезис — ответ на этот вопрос. Так, вопрос: «Почему рухнул коммунизм в Восточной Европе?» — тема, а ответ на него станет тезисом.
Так, предложение: «Коммунизм в Восточной Европ рухнул по политическим, экономическим, социальным и культурным причинам», — сообщает читателю, что в эссе будет раздел о политических причинах, раздел об экономических причинах, раздел о социальных причинах и раздел о культурных причинах. Однако политические, экономические, социальные и культурные причины — почти единственные возможные причины, по которым строй может рухнуть. Всем известно, что политика, экономика и культура важны. В этом предложении нет индивидуального, острого, просто интересного.
Тезис: «Коммунизм рухнул в Восточной Европе, потому что коммунизм — это зло», плох. Во-первых, с ним почти невозможно спорить (С чьей точки зрения, зло? Что вообще такое зло?), а хороший тезис должен быть дискуссионным. Во-вторых, этот тезис показывает вас как моралиста, а не как рационального человека. Кроме того, такой тезис может вызвать защитную реакцию у читателей, сочувствующих коммунизму, они могут попросту перестать читать.
«Краху коммунизма в Восточной Европе способствовали культурные явления, но ключевую роль сыграла экономическая дезинтеграция» — это вполне удачный тезис. Он сообщает читателю, что в эссе будет раздел о влиянии культуры и экономики на крах коммунизма. Причем в тезисе делается внятное и дискуссионное утверждение: в крахе коммунизма в Восточной Европе экономическая дезинтеграция сыграла более важную роль, чем культурная. Читатель отреагирует на это утверждение, подумав: «Возможно, то, что говорит автор, правда, но я не уверен. Я хочу прочитать эссе, чтобы увидеть, как автор аргументирует это утверждение».
Не злоупотребляйте общими терминами и абстрактными понятиями. Например, фраза: «Коммунизм в Восточной Европе рухнул из-за неспособности правящей элиты решать экономические проблемы населения», — сильнее, чем фраза: «Коммунизм рухнул из-за общественного недовольства».
Более подробно о том, как правильно сформулировать тезис, можно прочитать здесь
Подготовлено с использованием материалов Harvard College Writing Center: URL: https://writingcenter.fas.harvard.edu/ (дата обращения: 01.11.2021).